Словари

Уважаемый «искатель», здесь представлены два словаря. 
Один толковый, толкующий иностранные слова, непонятные русскоязычному человеку. Другой бестолковый, названный так в шутку поскольку наукообразно объясняет явления и объекты, знакомые с детства и потому не вызывающие затруднения в понимании, и этим только сбивает нас с толку, затрудняя естественное восприятие и убеждая, что научный подход в практике цигун бесполезен.

Б

Бодисатва (или бодхисаттва)
Кит. [pu sa]
От санскр. «бодхи» — «пробуждение» или «просветление», и «саттва» — «существо».

В традиции буддизма Тхеравады (южный буддизм, или еще называемый Хинаяна — Малая колесница) под бодисатвой понимается состояние, предшествующее состоянию будды. Например, принц Сиддхартха Гаутама был бодисатвой до того момента, когда обрел пробуждение и стал Буддой. В традиции Махаяны (Великой колесницы) под бодисатвой понимается как святой, который реализовал состояние, когда он умышленно не вступает в нирвану для того, чтобы оказать максимально возможную помощь всем живым существам на пути к пробуждению.
(Торчинов, 2002 г.)

Будда
Кит. [fo]

Обозначение состояния человека, который обрел просветление или пробуждение — целостное и полное осознание природы реальности, и через реализацию этого состояния достиг освобождения от сансары (непрерывного круга перерождений).

Также Буддой называют исторического основателя буддизма — принца Сиддхартху Гаутаму. Санскритское слово «buddha» родственно русским словам «будить», «пробуждаться».
(Торчинов, 2002 г.)

В

Вселенная

Вся заселенная, предназначенная для заселения людьми земля; белый свет, мир наш, земля, шар земной; совокупность мироздания, все миры, все вещественное в природе. (В. Даль)

Весь существующий материальный мир, бесконечный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития.
(СЭС., М., 1981 г.)

Восемь бессмертных
Кит. [ba xian]

Восемь святых бессметных из китайского даосского и народного пантеона. В их число входят — Чжунли Цюань, Чжан Го, Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Хань Сянцзы, Цао Гоцзю, Лань Цайхэ, Хэ Сянгу. Легенды о них начал складываться с династии Тан (618 — 907 гг. н.э.), постепенно обрастая все новыми подробностями и деталями. Всех их объединяет то, что они вначале были обычными людьми, но затем стали небожителями-бессмертными.
(Ежов, 2003 г.; Васильев, 2001 г.)

Г

Гуань Инь
Кит. [guan yin]; [guan shi yin] (санс. Авалокитешвара, яп. Каннон) или Гуань Ши Инь пуса. «Слушающая звуки» (Гуань Инь) или «Слушающая звуки мира» (Гуань Ши Инь).

В первоначальном виде бодисатва Авалокитешвара имела мужской облик. В таком виде встречается в ранней китайской иконографии. Примерно с VIII века приобрела женские черты. Наиболее популярное божество китайско-буддистского пантеона. Считалось, что она может облегчить страдания, утешить, спасти, простить, отпустить грехи и т.п. Кроме того, она еще несла функции богини-покровительницы женщин, материнства, младенцев и проч. Одной из важных функций Гуань Инь была доставка душ умерших в рай к будде Амитабе кит. [amito fo], и она являлась покровительницей моря и заступницей моряков.
(Васильев, 2001 г.)

В православии - Богородица. 

В славянской традиции - Лада.

Д

Дамо Пути (Бодхидхарма)
Кит. [pu ti da mo]

Согласно традиции чань буддизма считается 28-ым (иногда 35-ым) патриархом буддизма и 1-ым патриархом чань в Китае. Согласно легенде пришел в Китай из Южной Индии (или Западного Туркестана) около 520 года н.э., так как был обеспокоен неправильным пониманием буддизма в Китае. Был принят лянским императором У-ди, в то время покровительствующим буддизму и пораженный непониманием пути достижения буддистской благодати удалился в пещеру гор Сун Шань, где неподвижно просидел 9 лет лицом к стене в созерцании, что положило начало традиции сидячей практики созерцания как основного метода, а постулат «Сидя здесь, непосредственно стать буддой» стал базовой концепцией просветления.

После выхода из пещеры Пути Дамо поселился недалеко от монастыря Шаолинь и по легенде позднего происхождения ввел в практику монахов боевые искусства. Чаньская традиция так определяет суть учения Дамо:

  1. Непосредственно указывать на сердце человека.
  2. Взирать на собственную природу, становиться Буддой.
  3. Не опираться на письмена.
  4. Не передавать учение вовне.

Покинул земной мир около 528 г. н.э.
(Маслов, 2000 г.; Буддизм, 1992 г.)

Дао
Кит. [dao] Дословный перевод иероглифа «дао» — путь, дорога, метод, идея, высший принцип.

Одно из самых сложно определимых понятий китайской традиции, но вместе с тем одно из самых важных. Существует масса определений. Философ Хань Юй (8-9 вв. н.э.) называл это слово «пустой позицией», не имеющей точно фиксированного смысла.

В разных школах и философских направлениях под «Дао» понимались различные категории, часто противоположного характера, поэтому более уместно говорить о «Дао» только в рамках определенного учения.
В конфуцианстве делается акцент на человеческие ипостаси Дао, как выражении моральных правил («сыновняя почтительность», «братская любовь», «верность», «гуманность»).

В раннем даосизме и в основном литературном памятнике — «Дао Дэ Цзин» Дао представлено в двух основных ипостасях:

  1. Отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, порождающее «отсутствие/небытие», дающее начало Небу и Земле.
  2. Всеохватное, всепроникающее, подобно воде: изменяющееся вместе с миром, действующее, порождающее «наличие/бытие», являющее предком «тьмы вещей».


Вот некоторые пассажи из «Дао Дэ Цзина» (классический перевод Ян Хиншуна, с дополнениями):

«Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао».
(Чжан 1. О трудновыразимости Дао).

«Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну (дао), а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме».
(Чжан 1. О методе достижения Дао).

«Дао туманно и неопределенно». (Чжан 21. Об образе Дао). 

«Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее Дао; произвольно давая ей имя, назову ее великое...»
(Чжан 25. О произвольности обозначения Дао языковыми символами).

Именно в постижении и достижении Дао и виделась основная цель раннего даосизма. Этимологически иероглиф, обозначающий «Дао» восходит к изображению головы (символ управления или главенства) и идеи движения, что может указывать на понятие о «правильном пути», или развитии.
(Китайская философия, 1994 г.)

Дао Дэ Цзин
Кит. «канон о Дао и Дэ» [dao de jing]

Памятник древнекитайской философской мысли, создание которого приписывается полулегендарному мыслителю — Лао Цзы. Традиционно датируется 5-6 вв. до н.э. Однако в современной науке датировку трактата относят к 4-3 вв. до н.э. По легенде трактат был написан Лао Цзы перед его уходом на Запад и передан начальнику пограничной заставы. Состоя из 81 главы и 5000 иероглифов, канон является трудом, выражающим фундаментальные категории о Дао и Дэ, а также основы даосского учения. Самые ранние находки этого текста датируются 2-1 вв. до н.э., обнаруженные при раскопках у города Чанша в Китае в 70-е годы XX века.
(Китайская философия, 1994 г.)

Ду май (кит.)

Контролирующий, или управляющий, сосуд (искажения — «заднесрединный канал (меридиан)») — «сосуд начинается наружным ходом на расстоянии среднем между анусом и копчиком и поднимается вверх по средней линии спины до точки фэн-фу, откуда внутренним ходом входит в мозг и доходит до макушки, проходит по лбу и достигает основания носа, откуда соединяется с морем янских каналов. Все сосуды и каналы человеческого организма стекаются в это место раздела янских каналов, и поэтому их течение можно сравнить с течением воды, а контролирующий сосуд Ду Май является сетью, которая улавливает все янские каналы, а потому данный сосуд называется морем». («Чжэнь Цзю Да Чэн»). Проходит по середине спины (отсюда неправильное название) между позвоночником и кожей. Данный сосуд используется при практике «малого небесного круга» для проведения по нему дыхания-ци вверх. На нем располагаются узкие места, где затруднено прохождение дыхания-ци, которые называются заставы-гуань. Кроме того, точки на нем используются для лечения посредством воздействия на них иглоукалыванием и массажем.
(Ян Цзижоу, 2003 г.)

Дух

Бестелесное существо: обитатель невещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира.

Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум, волю, или же стремление к небесному. (В. Даль)

Философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает дух, является материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух есть «высший цвет» материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 363). Признание первоначалом мира духа является идеализмом, спиритуализмом. Идея духа, играющая центральную роль в идеалистических учениях, выступает как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персоналистические концепции). В рационалистических философских системах дух по существу отождествляется с мышлением, сознанием, в иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность дух, рассматриваются его немыслительные аспекты — воля, чувство, воображение, интуиция и т.д.

Первоначально в Древней Греции понятие дух (нус, логос и др.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием — он является перводвигателем космоса и формообразующим началом, изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематическую разработку понятие духа получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки духа в античности, библейско-христианская традиция представляет дух как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии нового времени получает развитие рационалистическое понимание духа как прежде всего разума, мышления (французский философ Р. Декарт, нидерландский философ Б. Спиноза, французские материалисты 18 в.).

Интеллектуалистическую сторону духа особенно разрабатывала немецкая классическая философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абсолютного духа; Г. Гегель построил философию мирового духа, выражающего себя как система развивающихся логических категорий. В русле толкований духа как целостности (романтизм) и иррационалистических трактовок духа (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме дух противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; дух  — это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему духа как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы научного исследования.

В марксистской философии понятие духа употребляется обычно как синоним сознания. (БСЭ)

  1. Филос., начало в человеке, противоположное телу, обозначает субстрат высших способностей человека как существа, одаренного разумом и волей. В тесном смысле дух отличают от души; последняя считается субстратом чувств и чувствований, в то время как дух есть преимущественно субстрат мышления и хотения. В широком смысле понятия дух и душа отождествляются. У древних греков понятие духа первоначально мыслилось как нечто тонкое, невидимое, подобное ветру, дуновению, но все-таки с некоторой материальной субстанцией. В новой философии (Декарт) дух понимается как нечто резко противоположное материи (дуализм). Схоластики и метафизики признают существование духа как субстанции, абсолюта, совершенно отдельное от человека. Бог представляется как высший, неограниченный ни временном, ни пространством, совершенный дух. В новейшей неовиталистической философии дух понимается не как субстанция, а как начало вечной мировой энергии.
     
  2. Этнограф., по поверьям первобытных и современн. народов, умершие являются в виде призраков, теней, духов. (Малый энциклопедическй словарь Брокгауза и Эфрона).


Дэ

Современный перевод иероглифа на русский язык — добродетель, благодать, дарование, достоинство, доблесть, моральная сила.

В философии даосизма является действующей силой Дао или его проявлением. Как и «дао», философ Хань Юй (8-9 вв. н.э.) называл это слово «пустой позицией», не имеющей точно фиксированного смысла. 

В традиционных конфуцианстве и даосизме трактовалось согласно их трактовкам Дао. Сам иероглиф этимологически восходит к изображению перекрестка (левая часть) и глаза с сердцем (правая часть). 

По-видимому, исходное значение было связано с «магнетической» силой правителя (который часто еще был и главным жрецом-шаманом), либо обозначало приходящий извне божественный дар и было связанно с мантрическими практиками духообщения.
(Классический фэншуй. 2003 г.; Кобзев, 2002 г.;
Китайская философия, 1994 г.)

Даньтянь

«Киноварное поле», — основной биоэнергетический центр человеческого тела. Сложная структура, состоящая из девяти частей, расположенная в центре живота. Еще ее называют ци хай — океан ци. 

Место локализации ци в организме. (У Вэйсин)

Ж

Жэнь май
Кит.

Сосуд зачатия (искажение — «переднесрединный канал (меридиан)»). «Сосуд начинается под точкой чжун-цзи (срединный предел), которая находится над границей волос на лобке, и в точке гуань-юань делится на наружный и внутренний ходы на брюшной полости. Сосуд поднимается до гортани и соединяется с точкой моря иньских меридианов, таким образом соединяясь с остальными каналами человеческого организма, и дыхание-ци из этого сосуда циркулирует по всем иньским отделам организма. Если дыхание-ци субстанции инь сравнить с водой, тогда меридиан жэнь май является сосудом, в котором собирается вся вода организма, а потому место сбора и называется морем всех иньских каналов». («Чжэнь Цзю Да Чэн»).

Проходит по середине живота и груди (отсюда неправильное название) под кожей.

Данный сосуд используется при практике «малого небесного круга» для проведения по нему дыхания-ци вниз. Кроме того, точки на нем используются для лечения посредством воздействия на них иглоукалыванием и массажем.
(Ян Цзижоу, 2003 г.)

И

Интуиция
Лат. intuitio

Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
(СЭС., М., 1981 г.)

Непосредственное представление, созерцание, непосредственное познание на основании внутреннего опыта (Брокгауз и Эфрон)

К

Колесо жизни (Сансара)
Зависимое возникновение

"История возникновения картины «Колесо Сансары» такова. У Будды Шакьямуни был ученик и одновременно милостынедатель царь Бимбисара. Он жил в Раджагри. Как-то он решил познакомиться с царем северных земель Утрояной. Утрояна отправил ему много подарков, а в ответ Бимбисара должен был отправить дары еще лучше — таков был обычай. Министры долго думали над тем, какую драгоценность подарить Утрояне. В конце концов решили, что надо посоветоваться с Буддой. Будда посоветовал подарить царю Утрояне изображение «Колеса Сансары» с двумя шлоками (четверостишиями) стихов — комментариев к нему. Он сказал, что этот подарок имеет большую ценность, чем все царство Бимбисары, и принесет огромную пользу. Говорят, что, получив его, Утрояна постиг Четыре Истины Святых. Такой же подарок царь Бимбисара отправил принцессе острова Шри-Ланка Мукальта, и она достигла архатства. Это изображение принесло большую пользу не только царственным особам, но и многим подданным царя Бимбисары. Царь сам объяснял смысл этого изображения. В результате люди начинали понимать, в чем заключается источник их страданий, видеть Путь Освобождения и приступали к практике Дхармы."
(Из книги: Ринпоче Еше-Лодой «Краткое объяснение сущности Ламрима»
С.-Петербург. «Нартанг». 2002. стр. 183.)

Кунфу

Этот термин пришел в русский язык с Запада. Он происходит от искаженного китайского слова «гунфу». В Китае данное слово всегда употреблялось в двух значениях — прямом и переносном. Прямое значение термина «гунфу» тройственно: «работа над собой», «повышение мастерства в чем-либо», само «мастерство». Переносное — «воинские искусства» (как практики самосовершенствования).

На Западе, а вслед за тем в странах СНГ, термин «кунг-фу» стал использоваться для обозначения китайских боевых искусств. Наиболее точно суть Кунг-фу передает термин «Ян-шен-шу» (искусство продления жизни). Одной из основных целей занятий является сохранить жизнь, защитить себя не только от внешних врагов, но и от внутренних. Первый шаг — это умение защитить себя от самого себя, как от самого опасного врага.
(Владимир Шустов, мастер Восточных Единоборств)

Первая часть термина «Гун» означает строить, конструировать; вторая — сила, власть. Термин «Фу» означает взрослого мужчину или отца семейства. Кунфу — создание и постепенное развитие внутренней силы путем ежедневных тренировок с целью овладеть силой и духовным совершенством Учителя. Это путь постоянной дисциплины и тренировок, непрекращающегося совершенствования в течение всей жизни. 

Космос
Греч. kosmos

Синоним астрологического определения Вселенной.
Выделяют ближний Космос, исследуемый при помощи ИСЗ, космических аппаратов и межпланетных станций, и дальше Космос — мир звезд и галактик.
(СЭС., М., 1981 г.) 

Л

Лао Цзы
Кит. [lao zi] «Старый мудрец» или «Старый младенец»

Легендарный автор трактата «Дао Дэ Цзин», считается основоположником даосизма, как учения.

Жил (согласно сведеньям китайского историографа Сыма Цяня) 6-5 вв. до н.э. в южном царстве Чу.

Одно время работал хранителем библиотеки царства Чжоу, где и встречался по легенде с Конфуцием. Разочаровавшись в возможности применения своего учения в Китае, ушел на Запад, оставив на пограничной заставе трактат «Дао Дэ Цзин». В более поздние времена (дин. Хань, 206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) образ Лао Цзы подвергается канонизации в качестве воплощения Дао и он начинает почитаться как высшее даосское божество — Лао Цзюнь («правитель Лао» или «престарелый государь»).
(Китайская философия, 1994)

Ли Тегуай

Однажды отправился на встречу с Лао Цзы, освободившись от телесной оболочки, в виде чистого духа. Заботу о теле на это время он поручил своему ученику, наказав сжечь тело, если он не вернется через 7 дней. Однако на шестой день ученик получил известие о тяжелой болезни своей матери, и, повинуясь сыновнему долгу, сжег тело Учителя и отправился навестить мать.

Когда Ли Тегуай вернулся, он не застал своего тела и тогда вошел в телесную оболочку только что умершего хромого бродяги и ходил потом с железным посохом (кит. тегуай — железный посох). Затем он отправился к своему ученику, вылечил его мать, а в награду за выполнение святого сыновнего долга взял ученика с собой на небо. Ли Тегуая обычно изображают как калеку с посохом и тыквой горлянкой (в этой тыкве храниться эликсир бессмертия). Он считается покровителем врачей и даосских магов.
(Ежов, 2003 г.; Васильев, 2001 г.)

Люй Дунбинь

Рос очень одаренным мальчиком. Успешно сдал экзамены и получил ученую степень, но встретил в горах отшельника Чжунли Цюаня, который стал его Учителем. Продвинувшись далеко в учении, Люй Дунбинь стал бессмертным. Часто изображается с мечом, с помощью которого он мог побеждать драконов и тигров. В 1111 году н.э. был официально канонизирован. Имеет также другое прозвище — Чун Ян или «Чистейший Ян», что косвенно указывает на состояние бессмертия, когда тело и дух адепта полностью очищаются от иньских субстанций.
(Ежов, 2003 г.; Васильев, 2001 г.)

М

Материя
Лат. material

Философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
(В.И. Ленин)

Субстанция; субстрат (основа) всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем.
(СЭС., М., 1981 г.)

Мышление

Высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. М. человека имеет общественно-историческую природу, неразрывно связано с практической деятельностью. Формы и законы М. изучаются логикой, механизмы протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует М. в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. (СЭС. ,М., 1981 г.)

Высшая ступень в развитии духовной, теоретической деятельности человека. Возникает на базе первой ступени в развитии познавательного процесса — на основе накопленного опыта живого, непосредственного созерцания, осуществляющегося в форме ощущений, восприятий и представлений... мышление развивается в абстрактной форме суждений, умозаключений, понятий, гипотез, теорий. (Н.И. Кондаков)

Н

Небо

Бесконечное, выспренее пространство, окружающее землю нашу.
(В. Даль)

Нейгун

Концентрируется на совместном использовании ян-ци и инь-ци (канн-ци — «водной ци»)., в отличие от цигун, сосредоточенном на развитии и контроле ян-ци, называемой так же «огненной ци». На самом деле инь и ян циркулируют в теле параллельно и обеспечивают наше здоровье. Как инь и ян, невозможно разделить цигун и нейгун; последний является высшей формой первого. (Коста Данаос, "Маг с Явы").

О

Образ

«И сотворил Бог человека по образу Своему; по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Библия. Бытие)

Вид, внешность, фигура, очертанье, подобие предмета, изображенье его. Портрет, подобие чье-либо, писанное лицо, икона, воимя. (В.Даль)

  1. (филос.) Результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. На чувственной ступени познания — ощущения, восприятия, представления; на уровне мышления — понятия, суждения, умозаключения. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает объект.
     
  2. (художественный) Способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. 3) (в христианстве) изображение святого, икона. Образок — миниатюрная иконка у православных и католиков. (СЭС)
     
  3. (гносеологический) Результат отражения объекта в сознании человека. На первой чувственной ступени познания образом являются ощущения, восприятия, представления, на второй, абстрактной ступени познания — суждения, умозаключения и понятия; системы понятий представляют собой образы в виде гипотез, теорий, специальных наук, мировоззрений.

«Познание, — говорит В.И.Ленин, — есть отражение человеком природы. Но это не простое, не непосредственное, не цельное отражение, а процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий, законов etc...
Тут действительно, объективно три члена: 1) природа; 2) познание человека, = мозг человека... и 3) форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc». Материальныой формой образов являются слова и различные знаковые модели.

Образом может быть результат отражения не только материального, но и идеального объекта, но в конечном счете все образы имеют своим источником отражение объектов материального мира. Образ, следовательно, вторичен по отношению к отображаемому.

Но будучи объективным по своему источнику, образ субъективен по форме своего существования. Стремясь познать окружающий мир, человек ставит перед собой задачу выработать такие образы, которые бы наиболее адекватно отражали действительность. 

Но поскольку материальные объекты и процессу обладают бесконечным количеством свойств и качеств и при этом находятся в процессе бесконечного развития, получающиеся образы отображают мир не полно, относительно. «Человек, — пишет В.И.Ленин, — не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, ее «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т.д. и т.п.»

На процесс формирования образа оказывает влияние субъект, его знания и опыт. Раз возникнув образ может в свою очередь оказывать влияние на процесс дальнейшего познания и преобразования мира человеком. Отдельные образы развиваются не только под воздействием объективного мира, но и в результате взаимного влияния одних образов на другие образы. В этом заключается относительная самостоятельность образа. Но лишь относительная. Идеалистическое понимание образа как результата деятельности какой-то особой сверхчувственной силы не имеет никаких оснований.

В повседневной жизни образом называют наглядное , живое представление о ком-либо или чем-либо; внешний вид, облик кого-либо или о чего-либо; наружность, внешность; в литературе и искусстве — форму художественного обобщенного восприятия действительности в виде конкретного индивидуального явления. (Н.И.Кондаков)

П

Природа

  1. Все сущее, весь мир в многообразии его форм.
  2. Объект естествознания.
  3. Совокупность естественных условий существования человеческого общества. (СЭС, М., 1981 г.)


Окружающая нас объективная действительность, материальный мир, который никем не сотворен и ни от кого не зависим, бесконечен в пространстве и времени и пребывает в вечном непрекращающимся движении, изменении; словом «природа» называют также специфику, внутреннюю закономерность, сущность предметов и явлений (напр., природа социального, природа государства и т.п.) (Н.И.Кондаков) 
 

Р

Равнодушие

В последние несколько веков термин приобрел негативный оттенок, стал ближе к "безразличию". Однако же, ранее в русском литературном языке XVIII в. слово равнодушие употреблялось в значении: «Внутреннее спокойствие, твердость, постоянство, свойство человека, которого внезапность или опасность возмутить и дух востревожить не может» (сл. АР 1806—1822). A "равнодушный" значило: «Спокойным духом на все взирающий. Равнодушный человек не восхищается щастием и не унывает в нещастии» (там же).

Сущность и Явление

Философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познания человеком.

Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных форм и отношений.

Явление — то или иное обнаружение предмета, внешняя форма его существования. В познании выступают как ступени постижения предмета (от явления к сущности). (СЭС., М., 1981 г.)

Совокупность всех необходимых сторон и связей (законов), свойственных вещи, взятых в их естественной взаимозависимости, в их жизни, в отличие от явления, которое есть обнаружение сущности через свойства и отношения, доступные чувствам.

Диалектический материализм говорит, что «если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» Задача познания и состоит в том, чтобы от явления, лежащего на поверхности предмета, идти к сущности, к познанию закона, от сущности первого порядка к сущности второго порядка.

Различие сущности и явления еще и в том, что сущность более глубока, чем явление, но зато явление богаче. Нередко явления могут неправильно, извращенно передавать сущность предмета. Задача познания и заключается в том, чтобы за видимостью распознать сущность. Диалектический материализм отрицает агностицизм, т.е. учение отрывающее явление от сущности и объявляющее сущность вещей непознаваемой.
(Н.И.Кондаков)

Т

Транс
Франц. transe — оцепенение; лат. trans  — сквозь, через, за

Измененное состояние сознания по сравнению с обычным, будничным. Транс обозначают так же как состояние отрешенности, экстаза, «ясновидения» и др.
Первая часть сложных слов означающая:

  1. Движение через какое-либо пространство, пересечение его;
  2. Следование за чем-либо, расположение по ту сторону чего-либо;
  3. Обозначение или передача через посредство чего-либо. (СЭС, М., 1981 г.)
  1. Своеобразное изменение сознания, наблюдается иногда под влиянием алкоголизма; человек совершает ряд действий, кажущихся целесообразными и сознательными, а на самом деле он их не сознает и не сохраняет воспоминания об них.
  2. Похожее на летаргию или экстаз состояние, в которое впадает медиум во время спиритич. сеансов. (Брокгауз и Эфрон)


Состояние психического расстройства, характеризующееся автоматизмом действий и поступков. (Словарь по общественным наукам)

Ц

Ци

Множество значений, но не "энергия". Основные значения, важные для внутренних практик - пар, дыхание, настроение (лучше сказать, что дыхание содержит ци). В Индии - прана; у тибетцев — рулунг; у тихоокеанских островитян — манна; у греков — пневма. Ци - нематериальна, но проявляется в материи. Ци соотносится с материей примерно как звук струны со струной - без струны нет звука.

Ци является причиной и началом всякого движения и изменения. Считается, что это более тонкая субстанция, чем та, которую можно зафиксировать приборами или обычными органами чувств. В китайском языке иероглиф обозначает несколько понятий; воздух, жизненная сила,дух, настроение, душевные силы, начало, функциональная активность организма. (У Вэйсинь)

Цигун

Искусство/мастерство управления ци.

Ч

Чжун Юань цигун

Школа Мастера Сюй Минтана, "школа срединного пути". Метод практики, комплекс упражнений для развития человека. 

Человек

Каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью. (В. Даль)

Высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительной особенностью человека марксизм видит в способности производить орудия труда, использовать их для воздействия на окружающий мир; сущность человека — «совокупность всех общественных отношений». (Homo sapiens)
Появился на Земле не позднее 40 тыс. лет назад, а по некоторым данным еще раньше. (СЭС, М., 1981 г.)

Э

Энергия
Греч. energeia — действие, деятельность

Постоянство, твердость, стойкость, выдержка, неутомчивость, яростивость.
(В. Даль)

Общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи.
Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она только может переходить из одной формы в другую. Понятие знергии связывает воедино все явления природы. (БСЭ)

 

 



Цигун

Переводы

Путешествия








Разовое занятие - 500 руб.
Абонемент на 4 занятия - 1 700 руб. (по 425 руб. за занятие)
Абонемент на 8 занятий - 3 000 руб. (по 375 руб. за занятие)
Действительно для занятий цигун и женских практик.
При пропуске по абонементу возможен один перенос.
Внимание:
регулярные занятия цигун - только для тех, кто прошел первую ступень!